Образцы типичных упражнений для групповой терапии
Встреча
Первое знакомство.
Группа садится на стулья, поставленные в виде круга. Психотерапевт также занимает место в круге как рядовой участник и объясняет первое задание.
Каждый участник должен представиться группе (кратко или полно, как он хочет, причем не обязательно своим настоящим именем).
Участникам рекомендуется (но только по желанию) в общей форме коснуться своей проблемы или актуальных переживаний, старясь главным образом говорить и чувствовать себя «здесь и теперь», а не в прошлом.
Мы рекомендуем строить это упраженение из нескольких «кругов» знакомства.
Сначала все кратко представляются (как хотят).
По второму кругу каждый добавляет о себе что-то еще, позволяющее больше узнать о нем.
По третьему кругу каждый говорит о том, что привело его в группу и чего он ждет от своего участия в ней.
По четвертому кругу каждый участник старается осознать и выразить то, что он чувствует именно в данный момент.
Другие участники группы могут (но не обязаны) вступать в разговор.
Психотерапевт с самого начала просит помнить о важности создания благожелательной и спокойной психологической атмосферы, которая необходима для успеха всей предстоящей работы, а в случае нужды просит поддержать такую атмосферу или помочь преодолеть смущение кому-то из выступающих (на первых занятиях такая помощь не помешает).
Обычно примерно через 15 минут психотерапевт прекращает это первое упражнение, благодарит участников за проявленную активность и организует краткое обсуждение результатов встречи, подсказывая, что желательно учесть в дальнейшем.
Если есть возможность к такому занятию (как, впрочем, и к большинству других), желательно добавить видеосъемку. Сразу же после занятия без комментариев дать просмотреть ее всем участникам, а уже после этого перейти к обсуждениям, стараясь тактично вовлекать в него участников группы.
Обычно сначала акцент делается на обсуждении собственного поведения и на положительных репликах по поводу кого-то из других участников.
На первом занятии от критики в адрес других следует воздержаться.
Впечатление
Это упражнение проводится только после того как руководитель группы останется удовлетворен освоением предыдущего упражнения («Встреча»). Оно требует от психотерапевта бдительности и интуиции, то есть готовности корректно проконтролировать ситуацию при выходе ее из под контроля.
В центр круга выставляются два стула, на которые поочередно садятся по два участника. Каждый из них старается как можно точнее и искреннее сказать другому, какое впечатление тот произвел на него. (Мы рекомендуем для начала повторить имя и другие ранее сообщенные участником данные, чтобы показать, что ты запомнил его самопрезентацию при знакомстве.)
Очень важно при этом глядеть в глаза собеседнику и говорить не безлично, а почаще повторяя имя своего визави или то имя, которым он представился в группе. Говорить нужно так, чтобы группа хорошо все слышала.
Психотерапевт просит акцентировать внимание каждого собеседника не на возражениях, а на том, что полезного он может взять из наблюдений за ним со стороны, и рассказать об этом всей группе на общем обсуждении результатов упражнения.
Помните, что такими обсуждениями-анализами с практическими выводами должны заканчиваться все упражнения.
Психотерапевт перед обсуждением и в ходе его (в случае необходимости) объясняет, для чего проводилось данное упражнение и на что в первую очередь должно быть направлено внимание участников при его обсуждении.
Разумеется, такие вмешательства целесообразны лишь в случае необходимости и не должны нарушать естественного развития группового процесса и постепенно нарастающей свободы самовыражения и общения участников.
Мудрец
Не секрет, что большинство людей не могут сразу достаточно точно сформулировать, чего же они хотят в жизни вообще и в данный момент в частности. Их желания неточны и противоречивы, что мешает выявлению и решению личностных проблем.
Это упражнение помогает лучше осознать собственные проблемы и их иерархию (первоочередные и последующие).
Участников просят закрыть глаза и представить зеленый луг, дерево и сидящего под ним мудреца.
У вас есть редкий шанс получить от этого мудреца ответ на любой ваш вопрос. Внимательно подумайте, как вы используете свой шанс: какие вопросы в первую очередь попытаетесь выяснить. При этом после каждого вопроса не спешите задавать следующий, а постарайтесь услышать и запомнить ответ мудреца.
После окончания упражнения каждый рассказывает всей группе о том, какие вопросы он задал и какие ответы услышал.
Опыт показывает, что при публичном пересказе своих вопросов и ответов «мудреца» каждый участник еще более уточняет свои первоочередные проблемы и возможности их решения.
Это упражнение (как и многие другие) следует повторять неоднократно.
Вы увидите, что при этом будут уточняться ваши вопросы и ответы «мудреца», то есть будет совершенствоваться процесс самопознания и более точного представления себя другим участникам группы.
Последняя встреча
Это упражнение обычно применяется в конце всего срока, запланированного для работы данной группы.
Участников просят закрыть глаза и представить, что это последнее занятие. Они должны не спеша подумать и высказать потом свое мнение, замечания и пожелание ко всей работе и обязательно к себе самому (что я делал не так и что хотел бы улучшить).
Творческое обсуждение всех высказываний позволит повысить эффективность оставшихся занятий за счет учета выявленных резервов каждого участника и группы в целом.
В какой-то мере упражнение является шагом к формированию более глубокой философской способности острее чувствовать уходящее время, но не с бесплодным унынием, а с концентрацией на наиболее важном.
В античной философии есть выражение - жить нужно, одновременно испытывая чувство, как будто живешь последний день и так, как будто ты бессмертен, то есть сосредоточиться на главном, не теряя времени ни на лень, ни на суету бесполезных дел и забот.
Анализ обсуждения упражнения «Последнее занятие» очень важен и для психотерапевта. Он еще лучше узнает участников, их способность к самоанализу и пониманию других, оценивает их замечания и пожелания в адрес своей работы и либо учитывает их в дальнейшем, либо доступно разъясняет их необъективность, чтобы избежать разочарований отдельных участников при действительном окончании всего курса.
Вдвоем
Руководитель группы объясняет участникам, что это парное упражнение, направленное на проверку и совершенствование способности к эмпатийному (эмоциональному) взаимопониманию и анализу собственных ощущений при межличностном взаимодействии. Затем участники разбиваются по парам. Рекомендуется выбирать себе наименее знакомого члена группы.
Первая позиция - участники садятся спиной друг к другу и начинают беседу на произвольную (или заданную) психотерапевтом тему. Через некоторое время они поворачиваются лицом друг к другу, и каждый высказывает свое впечатление и даже ощущения о беседе в целом и о партнере в частности (как по содержанию так и по манере его беседы).
Затем эти же партнеры меняют позиции. Сначала один сидит на стуле, а другой стоит, возвышаясь над ним, потом - наоборот.
Через несколько минут вновь проходит взаимный анализ. Участники пытаются оценить разницу ощущений ведения беседы сверху и снизу.
В третьем варианте они сидят друг против друга и «беседуют» только глазами, то есть пытаются без слов передать друг другу определенные чувства и мысли.
Завершается все совместным обсуждением. Потом подводится итог всего упражнения для того, чтобы и психотерапевт, и сами участники смогли оценить, насколько они научились понимать и чувствовать другого человека. Такие упражнения мы называем тесты-тренинги, так как они не только позволяют уточнить интересующие нас качества, но и, при неоднократном повторении, тренируют их.
Живые руки
Это упражнение напоминает предыдущее, но бессловесное общение осуществляется уже не глазами, а руками. Руководитель объясняет, что оно направлено на тренировку внимания к другим людям, эмпатийное взаимопонимание, а через это (по механизму обратной связи) и на лучшее понимание себя и своих проблем.
Участники с закрытыми или завязанными глазами контактируют только руками, касаясь друг друга, пожимая руки, «борясь» и «примиряясь». Затем делятся своими ощущениями, обсуждают и корректируют их.
Обычно участников просят снять с рук мешающие чувствительности, отвлекающие внимание предметы (кольца, браслеты и т.п.). Часто это делается для того, чтобы попытаться узнать партнера без этих опознавательных знаков.
Мы привели лишь наиболее типичные упражнения групповой психотерапии. Их в настоящее время множество. Да вы и сами можете придумать что-то аналогичное.
Главное, нужно помнить, что упражнения - это не панацея, решающая задачи групповой терапии, а лишь органическая часть всего процесса. Они предназначены для того, чтобы «расшевелить» и включить в общение трудно приспособленных к этому людей, для того, чтобы разнообразить процесс групповых занятий, внося в него элемент игры. Но, главное, все они должны постоянно сопровождаться «ненасильственными», но не затухающими в сознании (а затем и в подсознании) участников установками на выполнение конкретных психологических задач на пути к решению тех проблем, с которыми они пришли в группу.
Члены группы должны помнить, что их никто не будет ни к чему принуждать, но чем активнее и добровольнее они сами будут участвовать в групповом процессе, тем быстрее и эффективнее они (и только они!) решат свои проблемы и помогут в этом другим участникам группы.
Источник: Романин А.Н. Основы психотерапии
Просмотров: 24255
Все материалы из данного источника: Романин А.Н. ->
Понравился проект и хотите отблагодарить?
Просто поделитесь с друзьями, кликнув по кнопкам социальных сетей!
Вам также может быть интересно:
Будьте в курсе. Присоединяйтесь к нашему сообществу!