Определение конфликтной компетентности
В течение последних лет складывается опыт проведения курсов по конфликтной компетентности для педагогов и психологов школ и вузов, управленцев различных уровней, а также для подростков и молодежи. Основными задачами такой учебы являются:
а) преодоление стереотипии негативного отношения к конфликту (преодоление страха перед конфликтом);
б) формирование основных навыков анализа конфликтных ситуаций;
в) формирование навыков организации и проведения переговоров для разрешения конфликтов;
г) освоение участниками конструктивной позиции с соответствующими пробами себя как конфликтных конструкторов.
Одна из особенностей таких программ состоит в том, что здесь не столько предоставляют участникам некоторые методы работы с феноменами конфликтов, сколько помогают личностному и профессиональному развитию. В основе такого подхода к обучению лежит допущение о том, что в области разрешения конфликтов важно не только многое знать и понимать, но и очевидно уметь.
Главные трудности и особый интерес из всех вышеперечисленных категорий участников представляет работа именно со взрослыми, социально, а иногда и профессионально достаточно компетентными людьми. Здесь важно учитывать тот факт, что за каждым человеком стоит очень богатый личный опыт участия в различных конфликтах и соответствующих переживаний. Этот опыт сформировал определенное отношение-установку, которая в абсолютном большинстве случаев негативна.
Тот факт, что участники программ и слушатели курсов изъявляют желание пройти такого рода подготовку, вовсе не свидетельствует о действительной готовности к самоизменениям, и уж тем более к отказу от ряда устойчивых и, казалось бы, вполне очевидных стереотипов деятельности. Это в равной степени можно отнести и к разным возрастным группам: от подростков до вполне зрелых людей; а также и к сферам человеческой деятельности и межличностных и межгрупповых отношений. Более того, и в области самоотношения чаще всего обнаруживается очень стойкое нежелание искать подлинное согласие с самим собой, поскольку действительный поиск такого согласия - это весьма серьезная работа. Джон Кеннет Гэлбрайт остроумно заметил: "Столкнувшись с необходимостью сделать выбор между изменением своего мнения и возможностью доказать, что делать этого нет необходимости, почти все выберут последнее".
Естественно, что в такой работе возникают вопросы.
Насколько мощно укоренена традиция силового преодоления препятствий?
Не фатален ли уже этот стереотип для людей и уж тем более для взрослого, профессионально сформировавшегося человека?
Возможно ли, не нарушив общих профессионально важных установок, преодолеть один из самых древних стереотипов социального поведения?
Одна из основных задач данного пособия - обосновать новый подход к пониманию конфликта. Именно поэтому в этой части важно обратить внимание на такие факты.
1. Мы уже отмечали, что в последнее время конфликтная проблематика вошла в состав изучаемой во многих отраслях профессиональной подготовки, и более всего в управлении и педагогическом образовании, а курсы конфликтологии становятся такими же модными, как и психотерапевтические. Однако большинство авторов, посвящающих свои работы этой проблеме, уделяют главное внимание исключительно межличностным отношениям, возникающим уже собственно в конфликте или непосредственно перед ним, но не затрагивают при этом центральных характеристик самих этих процессов.
2. Тенденция последнего времени проявляется в том, что уже почти не заметно авторов, которые бы продолжали прямо пугать людей конфликтами, как это было еще совсем недавно. Трудно сомневаться в том, что любой человек, который пытается позиционировать в области социальных изменений, способствовать процессам развития, всегда является как минимум непременным участником особого конфликтного процесса, а в удачных случаях - и конструктором, и организатором конфликтов.
3. Если мы всерьез признаем противоречивый характер процессов развития, то следует всерьез обсуждать именно конфликтную компетентность как базовую характеристику эффективной образовательной/управленческой (продуктивно-коммуникативной) деятельности.
4. Противоречивый характер деятельности, нацеленной на развитие, обусловлен целым "букетом" противостоящих интересов, требующих согласования:
это и разнопозиционная (разно-опытная) событийность;
и отношения в связи с оцениванием-самооцениванием;
и противостояние индивидуального и коллективного;
а также традиции и инновации (воспроизводства и развития) и т.п.
Разумеется, такая богатая противоречивость порождает множество конфликтов, разрешение которых и составляет собственно образовательный процесс, т.е. процесс развития, требующий непременной конструктивной позиции. Но в какую сторону будет направлен этот процесс, к каким результатам он приведет, будет зависеть от того, насколько позиционирующий субъект оснащен способами работы с конфликтом, т.е. от его конфликтной компетентности.
При этом мы должны, прежде всего, делать следующие различия.
Такое воплощение в конкретных ситуациях этих противоречий, которое можно условно назвать естественными конфликтами, т.е. случающимися независимо от нас.
Наряду с ними мы можем специально конструировать такие конфликты, в которых удерживаются противоречия для их продуктивного разрешения и, таким образом, достижения планируемых результатов и проектируемых эффектов (искусственные конфликты).
Замечание о компетентности. Общее представление о компетентности (для того, чтобы затем предметно говорить о конфликтной компетентности) в профессиональных обсуждениях последнего времени прямо связывают с эффективностью деятельности (Томас Ф. Гилберт, 1978; Дж. Равен, 2002 и др.). Во множестве отечественных источников до сих пор встречается путаница в различениях терминов "компетенция" и "компетентность". Это обычное следствие "творческого" преобразования заимствованного из английского языка слова competence. В свою очередь этот термин происходит от латинского competentis, что означало "принадлежность по праву", т.е. круг вопросов, в котором данное лицо обладает опытом, познаниями, позволяющими судить о чем-либо. В таком понимании русскоязычная историко-правовая интерпретация позволяла определить компетенцию как собственно область, в которой надлежит разбираться, и как то, что имеет определенные границы, а компетентность - как уровень способности конкретного лица эффективно действовать в рамках компетенции.
Теперь определимся, что, в самом общем виде, будем называть конфликтами.
Конфликт - это такая специфическая организованность деятельности, в которой противоречие удерживается в процессе его разрешения.
Отсюда следует, что для конфликтной компетентности существуют два уровня:
- первый предусматривает способности к распознаванию признаков случившегося конфликта, его оформлению для удержания воплощенного в нем противоречия, и владение способами регулирования для разрешения;
- второй предусматривает умение проектировать необходимые для достижения определенных результатов конфликты и конструировать их непосредственно в ситуациях взаимодействия; владение способами организации продуктивно ориентированного конфликтного поведения участников и сторон взаимодействия.
Что входит в содержание конфликтной компетентности?
Полагая, что конфликтная компетентность является одной из важнейших общих характеристик профессионализма, и, прежде всего, в гуманитарных областях деятельности, будем рассматривать ее как неотъемлемую составную часть общей коммуникативной компетентности, включающую в себя осведомленность о диапазоне возможных стратегий поведения в конфликте и умения адекватно реализовывать эти стратегии в конкретной жизненной ситуации. На основании этого в самом общем виде можно определить конфликтную компетентность как умение удерживать противоречие в продуктивной конфликтной форме, способствующей его разрешению.
При проведении занятий по повышению конфликтной компетентности необходимо опираться на несколько главных положений.
В современной конфликтологии признано, что переговоры являются одной из наиболее эффективных форм разрешения противоречий. Переговоры как распространенная жизненная реальность создают необходимость и важнейший контекст кооперации и сотрудничества. Содержание кооперации, задаваемой противоречиями ролей и позиций типа ребенок-взрослый, ученик-учитель, руководитель-подчиненный, учитель-родитель, мужчина-женщина, продавец-покупатель и т.п., может стать реальной основой для сообществ, ориентированных на высокое качество жизни.
Обучение, переподготовка и повышение квалификации психологов, действующих в области разрешения конфликтов и ведения переговоров, может происходить в условиях, когда участники получают позитивный опыт самостоятельного анализа конфликтных ситуаций, их проектирования и конструирования в учебных условиях.
Источник: Хасан Б.И. Конструктивная психология конфликта
Просмотров: 11054
Все материалы из данного источника: Хасан Б.И. ->
Понравился проект и хотите отблагодарить?
Просто поделитесь с друзьями, кликнув по кнопкам социальных сетей!
Вам также может быть интересно:
Будьте в курсе. Присоединяйтесь к нашему сообществу!