Общеобразовательные программы и преподавание психологии
Общеобразовательные программы направлены на решение задач формирования общей культуры личности, адаптации личности к жизни в обществе, на создание основы для осознанного выбора и освоения профессиональных образовательных программ (Закон РФ «Об образовании», 2000). К общеобразовательным относятся следующие программы:
1) дошкольного образования;
2) начального общего образования;
3) основного общего образования;
4) среднего (полного) общего образования.
Учебный и воспитательный процесс в общеобразовательных учреждениях регламентируется Законом Российской Федерации «Об образовании», Типовым положением об общеобразовательном учреждении (2001), государственными образовательными стандартами и базисным учебным планом. В соответствии с этими документами общее образование дают следующие виды образовательных учреждений:
1) начальная общеобразовательная школа (реализует общеобразовательную программу начального общего образования);
2) основная общеобразовательная школа (реализует общеобразовательные программы начального общего и основного общего образования);
3) средняя общеобразовательная школа (реализует общеобразовательные программы начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования);
4) средняя общеобразовательная школа с углубленным изучением отдельных предметов (реализует общеобразовательные программы начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования, обеспечивающие дополнительную (углубленную) подготовку обучающихся по одному или нескольким предметам);
5) гимназия (реализует общеобразовательные программы основного общего и среднего (полного) общего образования, обеспечивающие дополнительную (углубленную) подготовку обучающихся по предметам гуманитарного профиля, и может реализовать общеобразовательную программу начального общего образования);
6) лицей (реализует общеобразовательные программы основного общего и среднего (полного) общего образования, обеспечивающие дополнительную (углубленную) подготовку обучающихся по предметам технического и естественнонаучного профиля, и может реализовывать общеобразовательную программу начального общего образования). (Типовое положение об общеобразовательном учреждении, 2001.)
Законом «Об образовании» утверждается следующая структура школы: I—IV — начальная школа, V-IX — основная школа, X-XI — общеобразовательная (полная) средняя школа. В рамках этой структуры обязательным является девятилетнее образование, а старшая школа становится профильной.
Следующим документом, регламентирующим работу средних общеобразовательных учреждений, является базисный учебный план, который определяет максимальный объем учебной нагрузки учащихся, распределяет учебное время, отводимое на освоение федерального и национально-регионального компонентов государственного образовательного стандарта. Базисный учебный план включает не предметы, а образовательные области и состоит из двух частей: инвариантной и вариативной.
В Российской Федерации установлены следующие образовательные уровни (образовательные цензы):
1) основное общее образование;
2) среднее (полное) общее образование;
3) начальное профессиональное образование;
4) среднее профессиональное образование;
5) высшее профессиональное образование;
6) послевузовское профессиональное образование.
Лицам, не завершившим образование определенного уровня, выдается справка установленного образца (Об образовании..., 2000).
В инвариантной части реализуется федеральный компонент государственного образовательного стандарта, который гарантирует овладение выпускниками общеобразовательных учреждений необходимым минимумом знаний, умений и навыков, обеспечивающим продолжение образования. Эта часть представлена следующими образовательными областями: «Филология», «Математика», «Естествознание», «Обществознание», «Искусство», «Физическая культура», «Технология». В каждой образовательной области инвариантной части учебного плана (кроме образовательной области «Математика* и предметов физики и химии) на региональный компонент содержания образования может выделяться 10-15% времени. Как мы видим, психология непосредственно не представлена в этой части учебного плана. Однако элементы психологических знаний могут преподаваться в рамках таких предметных областей, как естествознание и обществознание, учителями соответствующих дисциплин при наличии необходимого дидактического материала.
Вариативная часть обеспечивает реализацию регионального и школьного компонентов содержания образования. Учебные часы вариативной части используются на изучение предметов, перечисленных в образовательных областях базисного учебного плана (в том числе для углубленного изучения), на изучение курсов по выбору, проведение факультативов, индивидуальных и групповых занятий. В рамках вариативной части психология может преподаваться и как отдельный предмет, и в составе других курсов, имеющих психологический компонент (обучение предметно-ориентированного типа). В то же время психологические занятия другого типа (личностно-ориентированного) могут проводиться вне рамок учебного плана как сопровождение развития учащихся. Следующим документом, регламентирующим учебный процесс, являются Государственные образовательные стандарты, которые определяют требования к уровню обязательной подготовки учащихся. Психологические знания и умения в них в настоящее время в явном виде не отражены.
В рамках перехода российской школы на 12-летнее среднее образование (I-IV классы — начальная школа, V-X классы — основная школа, XI—XII классы — полная средняя школа) предполагается, что десятилетнее образование будет обязательным, а обучение в XI-XII классах — преимущественно профильным.
Профильное обучение открывает возможности для более глубокого изучения психологии. В настоящее время уже утверждена концепция профильного обучения на старшей ступени общего образования (Об утверждении..., 2002). Модель общеобразовательного учреждения с профильным обучением на старшей ступени предусматривает возможность разнообразных комбинаций учебных предметов. Эта система должна включать в себя следующие типы учебных предметов: базовые общеобразовательные, профильные и элективные.
Предусматриваются разнообразные формы как предпрофильного, так и профильного обучения, увеличение учебного времени на вариативную часть учебного плана и расширение количества курсов по выбору. Основная функция курсов по выбору — профориентационная. В этой связи количество таких курсов должно быть по возможности значительным. Они должны носить краткосрочный и чередующийся характер и представлять собой определенные учебные модули.
В документе предлагаются примерные учебные планы для четырех возможных профилей (естественно-математического, социально-экономического, гуманитарного и технологического); при этом отмечается, что возможны разные варианты построения образовательного процесса, которые могут дать самые различные формы профилизации для общеобразовательных учреждений, для отдельных классов, для групп учащихся. Из этого можно сделать вывод, что документ в принципе не исключает возможность профильного психологического обучения или другой учебной программы, предусматривающей серьезное изучение психологии. Опыт такого профильного образования в области психологии существует (Ермаков, Дикая, 1998).
На основе государственных образовательных стандартов средние учебные заведения разрабатывают учебный план, который определяет перечень изучаемых учащимися дисциплин, их трудоемкость и последовательность их изучения.
В соответствии с Экспериментальным базисным учебным планом образовательных учреждений Российской Федерации, утвержденным Министерством образования России (2001), возможности преподавания психологии в школах, гимназиях и лицеях расширяются. В Базисный учебный план включены базовые курсы и учебные модули. Включение в образовательный процесс учебных моделей рассматривается как один из возможных механизмов поэтапной модернизации традиционного содержания образования и нормализации учебной нагрузки. В соответствии с Базисным учебным планом курс «Основы психологии» может быть выбран учащимися для изучения на второй ступени общего образования в качестве одного из модулей по обществоведению, на третьей ступени общего образования в качестве спецкурса по выбору. Администрация школы может также включать психологию в учебный план, исходя из регионального и школьного компонентов. При этом определяется, в каких классах и в каких объемах будет изучаться этот предмет, является ли курс обязательным, элективным или факультативным.
Источник: Карандашев В.Н. Методика преподавания психологии
Просмотров: 9331
Все материалы из данного источника: Карандашев В.Н. ->
Понравился проект и хотите отблагодарить?
Просто поделитесь с друзьями, кликнув по кнопкам социальных сетей!
Вам также может быть интересно:
Будьте в курсе. Присоединяйтесь к нашему сообществу!