Об активности сознания (Н. Ф. Добрынин)

Сознание человека является тем наивысшим, чего достигла материя в своем развитии. Сознанию человека обязаны мы всеми теми условиями жизни, работы и творчества, которые имеем.

Но сознание человека продолжает творить и дальше, и те исключительные успехи в области познания мира, которые с такой возрастающей силой наблюдаем мы в настоящее время, являются также следствием работы сознания как отдельных людей, так и всего общества.

Недаром сознание человека сбивало с толку ряд философов, и ему приписывалась какая-то независимая от материи сила. А такое понимание сознания иногда отпугивало материалистически мыслящих людей от самой постановки вопроса об активности сознания, уводило их в сторону отрицания такой активности.

Конечно, активность активности — рознь. Под высшей активностью человека будем понимать такую, которая вмешивается в окружающую действительность и сознательно изменяет ее. Но можно видеть и более элементарные формы активности. Так, например, можно говорить об активности животных, которые своими ответами на внешние раздражения также изменяют окружающую природу. «Но, — как писал Ф. Энгельс, — все планомерные действия всех животных не сумели наложить на природу печать их воли. Это мог сделать только человек».

Впрочем, не всякую деятельность человека можно считать активной. Те действия человека, которые он производит в силу привычки, о которых он не думает, когда их производит, которые автоматизированы — о таких действиях вряд ли можно говорить как об активных. Когда человек подходит к умывальнику и моет руки, когда он идет по улице, думая о чем-нибудь постороннем, и расходится со встречными, переходит безлюдный переулок и т. п., он не ставит себе целью изменение окружающей действительности и не стоит говорить о том, что эти действия человека являются проявлением его активного сознания. Они пассивны. Но тем не менее общее направление движения, принятое решение идти в определенном направлении, все же регулируют и тут общую деятельность человека.

Когда речь идет о потребностях человека, то никак нельзя ограничиваться только его материальными потребностями. Необходимо говорить и о духовных потребностях. Но, конечно, нельзя отрицать важности и материальных потребностей. К. Маркс писал: «...люди должны иметь возможность жить, чтобы быть в состоянии "делать историю". Но для жизни нужны прежде всего пища и питье, жилище, одежда и еще кое-что. Итак, первый исторический акт, это — производство средств, необходимых для удовлетворения этих потребностей, производство самой материальной жизни». Однако и материальные потребности людей и их удовлетворение опосредованы общественной жизнью и общественными требованиями.

Огромное значение имеют те потребности человека, которые обычно называют духовными или культурными. Необходимо и очень рано развиваются у ребенка такие потребности, как потребность в общении, потребность в том, чтобы разобраться в окружающей действительности, потребность в действиях. Маленький ребенок активно тянется к повешенной перед ним игрушке. Если ему не удастся ее достать, то он обращается к матери. Он стремится разобраться в окружающих его взрослых, таких трудных для его понимания. Его органы чувств и связанные с ними ощущения развиваются даже несколько раньше, чем его движения.

Сенсорика, как показали советские исследователи, развивается раньше моторики. Но вот он овладевает речью и это создает качественно новый период его развития. В два года ребенок надоедает нам бесконечными вопросами: «а это что?» стремясь узнать названия всех тех предметов, с которыми ему приходится встречаться. А в пять лет он без конца пристает с вопросом «почему?». Конечно, его интересуют не столько причинные зависимости, хотя в области тех отношений, которые он усвоил на практике, причинные зависимости ему уже вполне доступны. Он скорее под «почему» понимает «а зачем?», значение данных отношений.

Он не только спрашивает, не только обращается к взрослым за помощью, но очень многое пытается делать сам. Недаром он постоянно говорит: «я сам» и только тогда, когда не может что-нибудь сделать, уже переходит к «помоги!» или «сделай ты!»

Потребность в познании продолжается все время и дальше вместе с развитием личности и является одной из очень важных и сильных потребностей человека. Так же точно продолжает развиваться в наших общественных условиях потребность в общении и деятельности. Наряду с личными потребностями растущему человеку предъявляются определенные требования общества. Эти требования являются для него в условиях правильного воспитания совершенно необходимыми и переходят в личные потребности, которые могут оказываться даже сильнее непосредственных материальных потребностей. Тем самым значимым для человека становится многое такое, что чуждо животным. Активность личности Приобретает новое качество, которое уже у подросшего человека связано с сознательным мировоззрением, а следовательно, с наиболее высокой активностью.

Если для животных развитие активности связано с накоплением большого количества условных рефлексов, подкрепляемых в основном безусловными, то для человека значимость безусловных раздражителей нередко отходит на задний план и выступает значимость таких сигнальных систем раздражителей, которые носят благодаря второй сигнальной системе очень отдаленней от непосредственных безусловных подкреплений и очень сложный характер.

Итак, жизнь и активность человека начинается с возникновения потребностей и установления благодаря этим потребностям взаимодействия с окружающей средой. Сначала ребенок совершенно беспомощен. Поэтому не приходится говорить о достаточно выраженной его активности, а тем более об активности его сознания, хотя и нельзя совсем отрицать иногда проявляющейся его активности, требующей удовлетворения его потребностей в пище, тепле и сне. Но уже довольно скоро ребенок сам стремится удовлетворять некоторые свои потребности, а затем, овладев второй сигнальной системой, и выражать свою активность сознательно. Тем самым меняется значимость для него как систем действующих на него раздражителей, так и накопленного им опыта и своих поступков.

Очень скоро ребенок благодаря усвоению речи научается обобщать ряд предметов и действий. Это обобщение связано для него с его деятельностью, в которую входит прежде всего освоение той общественной жизни, в которую он попадает, освоение тех правил и требований, которые высказывают ему взрослые. Он стремится понять эти требования и правила жизни, а поняв их, активно и сознательно выполнять их.

Здесь исключительное значение для ребенка имеют не только потребность в удовлетворении жизненных функций организма, но и те правила, которые выдвигаются взрослыми при этом удовлетворении, соблюдение порядка, чистоты владения нужными предметами, например ложкой, а потом и вилкой. Это же относится и к уменью одеваться и т. п. А так как все это происходит в условиях общения, то тем самым удовлетворяется и потребность в общении. В дальнейшем это общение развивается в коллективных играх; и выполнении коллективных поручений и работ. Вслед за важнейшим проявлением активного сознания при вхождении ребенка в коллективную жизнь, что, к сожалению, мало кем подчеркивается и еще меньше изучается, большее значение для развития и удовлетворения потребностей ребенка имеет игровая его деятельность, а также зачатки изобразительной деятельности. В школе развиваются потребности, также связанные с вхождением в общественную жизнь.

Таковы, например, потребность учиться, потребность ходить в школу, потребность готовить дома уроки, а иногда и потребность участвовать в домашних работах. Но одной из самых важных потребностей для дальнейшего развития личности ребенка, подростка и юноши остается потребность в получении все новых и новых знаний, то, что часто называют любознательностью.

Эта «жажда знаний» является одной из сильнейших побудительных причин хорошего усвоения знаний, если только обучение в школе поставлено так, что школьники в получаемых ими знаниях все время делают «открытия» для себя и делают эти «открытия» сами.

Потребности не остаются неподвижными, они могут развиваться и изменяться. Кроме того, возникают и новые потребности. К. Маркс писал: «Второй факт состоит в том, что сама удовлетворенная первая потребность, действие удовлетворения и уже приобретенное орудие удовлетворения ведут к новым потребностям, и это порождение новых потребностей является первым историческим актом». Это со всей очевидностью показывает, что потребности все время пополняются и притом пополняются в возрастающей степени.

Вместе с расширением и углублением потребностей расширяется и активность сознания, связанная со все большим и большим овладением ребенка языком. Речь возникает из необходимости общения. К. Маркс писал: «Язык так же древен, как и сознание; язык есть практическое, существующее и для других людей и лишь тем самым существующее также и для меня самого, действительное сознание, и, подобно сознанию, язык возникает лишь из потребности, из настоятельной необходимости общения с другими людьми».

Но кроме потребностей необходимо говорить и о других источниках активности сознания человека. Так на основе потребностей возникают интересы людей. Под интересом будем понимать известную сознательную устремленность человека к тому или иному объекту, привлекающему его, или к той или иной деятельности. Интерес всегда связан с положительным эмоциональным отношением. Интерес понятие более узкое, чем потребность, и менее принудительное. Так, можно говорить о потребности получения новых знаний и интересе к какой-то области этих знаний.

Интересы возникают также довольно рано у растущего ребенка и развиваются вместе с его ростом и развитием. Можно говорить об интересах временных, интересах выполнения данной деятельности и интересах длительных, устойчивых, например профессиональных интересах. С другой стороны, можно говорить об интересах непосредственных, также связанных с выполнением данной деятельности и интересах цели, результата деятельности, интересах опосредованных этой целью.

В первом случае мы говорим: «Мне интересно», во втором случае: «В моих интересах». Замечательным свойством нашей деятельности является то, что интерес результата легко может переходить в интерес выполнения данной задачи. В этом случае произвольное внимание, связанное с активными волевыми усилиями производить данную работу, может переходить во внимание послепроизволъное, не требующее волевых усилий для его сохранения. Если внимание волевое или так называемое произвольное достаточно определенно выражает активность сознания, то внимание после произвольное не в меньшей степени выражает эту активность, хотя и не сопровождается волевыми усилиями. Оно ведь поддерживается увлеченностью личности, выражает ее сознательную направленность на данную деятельность.

Подобно потребностям, интересы также лежат в основе активности сознания. Сознание активно останавливается «а тех впечатлениях, которые связаны :С интересами. И. П. Павлов указывал, что далеко не все, что окружает животное, замечается им и вызывает его ответные реакции. Надо полагать, что «условно-рефлекторные агенты, беспрерывно сигнализируя непосредственно благоприятствующие и разрушающие влияния окружающей среды на организм», тем самым выражают известную избирательность организма или, как выражается И. П. Павлов, анализ окружающей среды.

Когда же мы переходим к человеку, то сложность такой избирательности чрезвычайно увеличивается в условиях общественной жизни и не всегда можно приходить к «непосредственно благоприятствующим» или «непосредственно разрушающим» влияниям. Они обычно очень и очень опосредованы. Таким опосредованием, в частности, служат и интересы личности. Устремленность человека ко всему, что связано с его интересами, заставляет активно действовать его сознание в данном направлении, замечать все то, что соответствует этим интересам, не обращать внимания на то, что никак с ними не связано.

Но особенное значение для активности сознания человека имеют его убеждения. Убеждения вытекают из мировоззрения. А мировоззрение тесно связано со знаниями человека, знаниями о закономерностях природы и общества. Однако одних знаний недостаточно. В мировоззрение обязательно входит и определенное отношение человека к этим знаниям. Благодаря наличию таких отношений знания могут получать различную значимость для личности. Однако необходимость разобраться во всем окружающем, понять, что и отчего происходит, неизбежно выражается в дальнейшем поведении, во всех поступках человека.

Чем больше знаний получает человек и чем более точными будут эти знания, чем лучше будут они отражать реальную действительность, тем лучше, точнее и полнее может человек регулировать свое, поведение. Разбираясь в окружающем, стараясь понять это окружающее наиболее правильно, человек неизбежно определенным образом относится к этому окружающему. При этом он общается с множеством других людей, не только непосредственно, но и благодаря газетам, журналам, радио и телевидению.

Другие люди могут принадлежать к разным слоям общества. Но само собой разумеется, что общественный строй, который окружает человека и к которому он сам относится, оказывает на личность наиболее сильное воздействие. К. Маркс писал: «...сущность человека не есть абстракт, присущий отдельному индивиду. В своей действительности она есть совокупность всех общественных отношений».

Таким образом, сколь различными ни бывают люди по своим высказываниям, по своему характеру и образу жизни, у них в данном общественном строе есть то общее, что объединяет их убеждения. Эти убеждения, опирающиеся на мировоззрение, отражаются на всей деятельности человека, являются самой большой Силой, вызывающей активность сознания. А так как в убеждениях сказывается всегда отношение человека к понимаемым им закономерностям мира, то убеждения всегда окрашены сильным чувством, показателем значимости того, в чем человек убежден.

Активность сознания тесно связана со значимостью тех внешних влияний, которые действуют на человека, затем со значимостью уже имеющихся временных нервных связей и ассоциаций, образовавшихся в прежнее время, наконец, со значимостью самих поступков человека. Понятие «значимости» достаточно Ясно вытекает из самого его названия. Оно опирается на учение И. П. Павлова о сигнальном характере деятельности коры больших полушарий головного мозга, о сигнальном характере образующихся временных нервных связей. Эта сигнальность как для животных, так и для человека в ряде случаев подкрепляется безусловными раздражителями. Но уже у животных возможны такие условные связи, на основании которых происходят закрепления новых условных связей. Однако здесь деятельность мозга животных весьма ограничена.

Человек же благодаря второй сигнальной системе может легко отвлекать и обобщать получаемые раздражителей. Сигналы приобретают общее значение, поддержанные общественными отношениями, они получают огромную силу. Неоднократно излагая эту точку зрения в ряде работ, мы не будем повторять изложенного. Вопрос заключается в том, чтобы применить эту точку зрения, что также уже имело место, но, конечно, еще недостаточно.

Необходимо подчеркнуть, что значимость раздражители приобретают тогда, когда они отвечают или противодействуют потребностям, интересам или убеждениям человека. Поэтому значимость — это в большей или меньшей степени отраженное в сознании соответствие объекта и деятельности с ним потребностям, интересам, убеждениям человека. Речь идет о большей или меньшей осознанности потому, что значимость, сигнальность может и не быть полностью осознана и тем не менее существовать.

Так, например, для семилетнего ребенка, который идет в школу, значимость учения еще далеко не осознается полностью. Он хочет учиться, потому что все учатся, потому что таково положение ребенка этого возраста в нашей стране. И это для него достаточно. Постепенно, год из года, он все лучше и точнее начинает понимать все значение учения, а потом и науки вообще. Отсутствие полной осознанности значимости своей деятельности, таким образом, может не лишать значимости ее силы. Но, разумеется, понимание значимости не только не ослабляет, а значительно может усилить ее.

С другой стороны — понимание значимости еще может не стать собственной значимостью. Можно отлично понимать, как нужно действовать, и все же действовать не так, как следует. Можно отлично понимать, например, что нужно оторваться от чтения увлекательной книги, чтобы взяться за серьезную работу, и все же не быть в состоянии это сделать. Очевидно, значимость для данного момента занимательного чтения может оказаться сильнее нужного выполнения работы. Эта нужная работа не приобрела в данном случае достаточно сильного сигнального значения. Задача и заключается в том, чтобы действительная значимость была подкреплена стойкими потребностями, интересами, убеждениями.

Особое значение приобретает переход общественной значимости в личную значимость. Так, например, общественная значимость получаемых школьником знаний далеко не всегда становится личной значимостью этих знаний для данного школьника. Этому сплошь и рядом мешает сохраняющийся еще во многом формализм нашего обучения.

Когда учитель побуждает учащихся не принимать на веру без всяких доказательств все то, что он рассказывает, когда он не ограничивает усвоение знаний только запоминанием, когда он способствует тому, чтобы учащиеся сами доходили, где это возможно, до выводов из получаемого материала, когда он помогает связывать теорию с практикой, а практику с теорией, когда все это он делает, считаясь с возрастом школьников и их интересами, когда он не только останавливает их сознание на чем-нибудь, а все время ведет его к новому и новому, во всех этих случаях учитель, хорошо знающий свой предмет, развивая активность сознания учащихся, добивается того, что общественная значимость получаемых школьником знаний становится его личной значимостью, приобретает достаточно сильный сигнальный характер. Отсюда очевидна тесная зависимость активности сознания от значимости того, с чем этому сознанию приходится иметь дело.

Источник: Куликов Л.В. Психология сознания
Просмотров: 9680

Все материалы из данного источника: Куликов Л.В. ->

Понравился проект и хотите отблагодарить?
Просто поделитесь с друзьями, кликнув по кнопкам социальных сетей!



Вам также может быть интересно:



Будьте в курсе. Присоединяйтесь к нашему сообществу!


Наверх