Индивидуальная психология А. Адлера

Альфред Адлер (1870-1937), так же как и Юнг, был одним из первых и наиболее талантливых учеников Зигмунда Фрейда.

И Юнг, и Адлер, и многие другие знаменитые ученые и практики, вышедшие из лона классического психоанализа, безоговорочно признавали гениальность и авторитет Фрейда и готовы были развивать его основные идеи, дополняя (а иногда и обоснованно заменяя или корректируя) их собственными теоретическими и практическими поисками.

Практически никто из известных психоаналитиков (кроме Ф.Пёрлза, который не был непосредственным учеником Фрейда, хотя и считал себя им вначале) не уходил от Фрейда, «хлопнув дверью», то есть громко заявив о разочаровании в нем и об ошибочности многих основных положений классического психоанализа. Все готовы были к продолжению творческого сотрудничества, но Фрейд, несмотря на всю свою неоспоримую гениальность, страдал невероятно ранимым самолюбием и тщеславием, стремлением (во многом ему удавшимся) превратить психоанализ в современную религию и распространить его на все и вся.

При этом он считал любое мельчайшее отступление от его канонов посягательством на его основы и свое собственное величие, и усомнившийся немедленно и окончательно изгонялся. Но нет худа без добра.

Альфред Адлер (так же как и Карл Густав Юнг), расставшись со своим учителем, полностью вышел из тени его славы и давления и создал собственное оригинальное, исключительно интересное психоаналитическое направление, породив множество идей и школ.

Но сначала он (по обоюдному желанию с Фрейдом) оставил Венское психоаналитическое общество в 1911 году, отказавшись от поста его президента, и основал собственную организацию - Ассоциацию индивидуальной психологии. Уже через несколько лет эта ассоциация распространила свои идеи и организовала национальные ассоциации и отделения во многих странах Европы, а затем и в Америке.

Адлер внес большой научно-практический вклад в совершенствование системы образования и в первую очередь - в систему профессиональной подготовки самих учителей.

К основным идеям и принципам Альфреда Адлера в первую очередь следует отнести:

- принцип целостности, или холизм (от англ. whole, которое переводится как целый, цельный, целостный);
- единство индивидуального стиля жизни;
- социальный интерес, или общественное чувство;
- направленность поведения на достижение цели.

В отличие от Фрейда Адлер считал, что на поведение, образ мышления и эмоциональные состояния людей влияет не столько прошлое (предыдущий жизненный опыт и тем более постоянно упоминаемый Фрейдом самый ранний период детства), сколько будущее (цели и ожидания). При этом основным мотивом, прямо или косвенно детерминирующим (причинно обусловливающим) поведение, мысли, чувства и ожидания человека, является явное или скрытое (даже от сознания самого этого человека) стремление к первенству, превосходству над другими, к расширению сферы влияния, так сказать, к завоеванию жизненного пространства, расширению (увеличению) собственности, приобретению чего-то нового.

То, что это не каждому удается, не отрицает изначальное существование этого мотива. Напротив, именно его «нереализация» и порождает неврозы и многие психологические проблемы, на первый взгляд и даже по мнению самого клиента, никак не связанные с такими стремлениями.

Именно Адлер ввел в психологию и психотерапию такой популярный в настоящее время (и употребляемый к месту и не к месту) термин комплекс неполноценности, считая, что этот комплекс и желание компенсировать его являются мощным генератором энергии в достижении целей, в том числе самыми выдающимися людьми.

Основанием такого комплекса, формирующегося обычно с детства, могут быть маленький рост, отставание от сверстников в физическом или умственном развитии, реальные или надуманные недостатки во внешности, чувство социальной, национальной и другой неполноценности. Именно чувство неполноценности, которое в дальнейшем может быть частично и даже полностью вытеснено в сферу бессознательного, является по Адлеру источником агрессивной энергии борьбы за власть в прямом и косвенном смыслах.

Адлер первым стал рассматривать агрессию не только как стремление уничтожить, разрушить фрустрирующий объект или (при невозможности сделать это) сорвать злость, нанести ущерб тому, кто и что попадется под руку. Адлер, а вслед за ним и многие психологи считают агрессию важнейшим врожденным качеством выживания и достижения жизненных целей, она может выражаться в социально приемлемых и даже престижных формах, таких, как повышенная целеустремленность, инициативность, активность и жизнестойкость. (Как мы уже говорили, в США такое положительное понимание агрессивности употребляется повсеместно - в спорте, бизнесе, политике и т.д.) При этом агрессию и волю к власти Адлер считал необходимыми компонентами стремления не только к превосходству над другими, но мощным генератором энергии самосовершенствования, стремления побеждать самого себя, свои слабости и недостатки, максимально реализовать свои способности.

Повторяю, что не у каждого это получается и даже просматривается в его поведении и личности, однако, считал Адлер, в той или иной мере такие стремления заложены в каждом и активизируются (хотя и не всегда очевидно и результативно) как компенсаторная реакция на реальное или воображаемое ощущение ущербности, неполноценности. Как уже отмечалось, стремление к превосходству может иметь как положительную, так и отрицательную реализацию с социальной точки зрения.

Положительная реализация происходит во взаимопонимании с другими, на благо если не общества в целом, то хотя бы отдельного социума (семьи, окружающих), включая здоровое стремление к саморазвитию и раскрытию способностей, формированию наиболее совершенного образа жизни, то есть напоминает стремление спортсмена честно победить соперников или хотя бы показать наилучший результат (при уважении к соперникам и честно соблюдая правила соревнований).

Если же люди борются за власть и первенство над другими для эгоистического самоутверждения, в ущерб другим, под девизом «цель оправдывает средства» или «победа любой ценой», то это, согласно Адлеру, сочетание невротического извращения, когда энергия достижения, вызванная сильным комплексом неполноценности, сочетается с социальной незрелостью, отсутствием социальных интересов или их искаженностью.

В зависимости от масштабов личности и социальных условий такая социально извращенная жажда первенства может распространяться от желания унижать тех, кто слабее тебя (среди сверстников, членов семьи, в группе и т.п.), до стремления к общегосударственному или мировому господству, но именно с позиции сугубо эгоистичного самоутверждения за счет унижения, подчинения, страха других.

Положительная или отрицательная реализация комплекса неполноценности во многом определяется системой личностных ценностей индивида, которые формируются уже на первых этапах воспитания.

Таким образом, первая естественная реакция ребенка, ощутившего комплекс (реальной или надуманной) неполноценности и порожденное им чувство неуверенности, незащищенности и стремления избавиться от них, может получить различное развитие в зависимости от условий воспитания.

Например, как считает Адлер, многие из таких детей впоследствии стали врачами, считая, часто неосознанно, что эта профессия лучше защищает их от страха болезней и смерти.

Как и Фрейд, Адлер считал, что дети и взрослые, страдающие теми или иными неврозами, как правило, обманывают в первую очередь себя, а затем уже и других, в истинных причинах их отдельных поступков и моделей поведения в целом. При этом Адлер настаивал, что все эти самообманы вызваны явным, а чаще всего вытесненным из сознания сочетанием комплекса неполноценности и стремления к его компенсации в виде превосходства над другими и повышения самоуважения.

Вышеупомянутый принцип холизма (целостности), ставший одним из основных в системе Адлера, предписывает психотерапевту постоянно помнить, что отдельные поступки, мысли и чувства индивидуума, какими бы случайными и независимыми друг от друга они ни казались, обязательно объединены в уникальный для каждого человека жизненный стиль, который в различной степени осознанно и неосознанно, под влиянием сочетания внутренних (врожденно-биологических задатков) и внешних (социальных: от семейных до общественных) факторов, выбирает каждый человек.

Признавая роль бессознательного, Адлер в то же время признавал решающую роль осознанного активного и творческого начала в каждой личности и в формировании собственного жизненного стиля, а также заложенные в каждой здоровой личности социальные потребности к подавляющему или зависимому, кооперативному (дружескому или хотя бы партнерскому) положению, к взаимоподдержке и взаимопомощи.

При этом он не разделял резко биологическое и социальное в человеке. Так, социальные потребности человека он считал во многом врожденным (хотя и не всегда осознаваемым) чувством «общности со всем человечеством». Вообще, социальному чувству, стремлению ко взаимодействию с другими, учету и развитию этих потребностей Адлер отводил очень большую роль в психотерапии неврозов, предотвращении и преодолении отклоняющегося поведения.

Он считал, что именно это (социальное) чувство при его правильной реализации помогает преодолеть комплекс неполноценности и использовать его компенсаторную энергию на пользу (а не во вред) себе и другим. Он так и определял ориентиры развития здорового индивидуума, в котором должно равно и одновременно сочетаться стремление к совершенствованию (включая честную борьбу за первенство) и сильное общественное чувство - стремление ко взаимодействию с другими.

Важно отметить, что признаком социального здоровья является именно одновременное чувство стремления ко взаимодействию и к самоутверждению, а не невротическая зависимость (стадность) от других в силу индивидуальной слабости, с одной стороны, или взаимодействие с другими с целью их подавления и самоутверждения за их счет - с другой стороны.

Иногда у невротических личностей встречается одновременное присутствие этих двух негативных проявлений: стремление к другим - не от здоровой социальной потребности, а от слабости (в том числе при затаенной ненависти к ним), и одновременно попытка самоутверждаться за счет того, кто оказался еще слабее или вынужден терпеть, как, например, члены семьи невротика, его капризы, а нередко и унижения от него.

Такие извращенные реакции легко тестируются бытовым наблюдением. Типичная реакция социально зрелой личности - адекватность общения: чем с ним лучше обращение, тем и он лучше к вам относится. Невротическая реакция социально незрелой личности, психология раба - чем с ним лучше, тем он хуже (садится на шею); чем с ним хуже (строже), тем он - лучше.

К сожалению, такая социальная незрелость встречается довольно часто. О таких людях Некрасов писал:

Люди холопского званья - сущие псы иногда.
Чем тяжелей наказанье, тем им милей господа
.

Зная отношение Некрасова к народу, мы прекрасно понимаем, что под словами «люди холопского званья» (как в свое время Пушкин в стихотворении «Поэт и чернь») он подразумевал не происхождение и социальное положение, а определенный психологический тип социально незрелой личности, ориентирующейся не на внутренние критерии ответственности и долга, а лишь на страх наказания.

Это отсутствие внутренней социальной зрелости и ответственности делает таких людей и их поведение чрезвычайно зависимыми от внешних обстоятельств и окружения. Они чаще других становятся девиантами (от англ. deviation - отклонение), то есть под влиянием обстоятельств легко сбиваются с пути самореализации на отклоняющиеся, причем не только в психоневрозы, развивающиеся иногда до тяжелых форм неврастении и истерии (включая суицидные исходы), легче попадают под алкогольную и наркотическую зависимости, становятся под влиянием дурных компаний правонарушителями и даже преступниками.

Основные стадии психотерапии по А.Адлеру (а соответственно и задачи психотерапевта) можно сформулировать следующим образом. Психотерапевт должен:

- составить четкое представление об индивидуальном стиле жизни клиента;
- помочь клиенту правильно (без самообмана) понять самого себя;
- развить и закрепить его социальное чувство.

Для выявления и уточнения индивидуального жизненного стиля клиента Адлер рекомендовал создавать благоприятную (максимально доверительную и благожелательную) атмосферу собеседования, в которой, при ненавязчивых «подправлениях» хода беседы со стороны психотерапевта, клиент рассказывает о своей жизни, начиная с воспоминаний самого раннего детства.

Здесь Адлер в значительной мере согласен с Фрейдом в том, что неврозы, а точнее - невротический стиль жизни в решающей мере формируется из негативных условий раннего детства. Поэтому психотерапевту очень важно тактично, но весьма детально уточнить такие негативные условия, как избалованность, с одной стороны, или отверженность - с другой. Адлер считает, что именно эти две крайности и порождают главным образом зачатки невротического жизненного стиля, который потом может существенно внешне модифицироваться, но по типу основных отношений к себе и другим останется все тем же.

Только после уточнения всех этих моментов психотерапевт должен переходить к следующей стадии, главной задачей которой является объяснение самому клиенту истинных причин тех проблем, с которыми он не смог справиться самостоятельно и потому обратился к психотерапевту.

Основной задачей Адлер считает осознание клиентом не отдельных своих чувств, поступков, а в первую очередь реальное (без самообмана) понимание индивидуального жизненного стиля. Тогда отдельные тревожащие клиента мысли, чувства и поступки впишутся в единый контекст жизненного стиля и подскажут общую (а не каждую для отдельного случая) схему их объяснения и коррекции.

Важным условием эффективной психотерапии А.Адлер считал кооперацию, сотрудничество психотерапевта и клиента как равных партнеров, объединенных общей целью и промежуточными задачами (ступенями) ее достижения.

Психотерапевт должен создать максимально раскрепощенную, благожелательную и доверительную атмосферу, которая позволит клиенту ощутить то, чего ему не хватало в семье, где он либо подвергался гиперопеке, либо недополучал внимания. Либо в результате потакания всем капризам данный индивидуум не ощущал определенных социальных (внутрисемейных) требований и, при кажущейся свободе, не получал в этих ограничениях определенной опоры в виде привычки делать не всегда приятные, но необходимые вещи или признавать необходимость определенных ограничений своих желаний.

Идеи Адлера нашли широкое применение не только у профессиональных психотерапевтов, но и в различных сферах общественной жизни и, пожалуй, главным образом в воспитании детей, подростков да и взрослых людей (с целью их максимальной самореализации).

Практический вывод прост: воспитателю необходимо пройти между Сциллой (гиперопека) и Харибдой (недоопека), что не всегда удается реализовать.

Оптимальное воспитательное воздействие, способствующее максимальному самораскрытию личностного потенциала, происходит, когда воспитуемый (ребенок, ученик, подчиненный) получает самостоятельность во всех случаях, кроме тех, когда помощь или коррекция со стороны воспитателя (родителя, учителя, руководителя) действительно необходимы. Во всех остальных случаях воспитатель должен создать благоприятную атмосферу для развития привычки к самостоятельности решений, их активной реализации и принятия полноты личной ответственности за свои действия (или бездействие), а в конечном итоге и за свою судьбу в целом.

Разумеется, психоаналитическое направление не ограничивается трудами З.Фрейда, К. Юнга и А.Адлера, однако именно они являются «тремя китами», на которых так или иначе держатся все остальные многочисленные и нередко исключительно интересные «ответвления».

При этом следует отметить, что, несмотря на «развод» с Фрейдом, и Юнг, и Адлер, и все другие представители психоаналитических (да и других психотерапевтических) направлений и школ ставят во главу угла важную роль бессознательного, защитных механизмов невроза и задачу их преодоления.

Источник: Романин А.Н. Основы психотерапии
Просмотров: 12215

Все материалы из данного источника: Романин А.Н. ->

Понравился проект и хотите отблагодарить?
Просто поделитесь с друзьями, кликнув по кнопкам социальных сетей!



Вам также может быть интересно:



Будьте в курсе. Присоединяйтесь к нашему сообществу!


Наверх