Феномен научения через наблюдение и подражание

Для объяснения приобретения сложного социального поведения механизмов респондентного и оперантного научения было недостаточно.

В поисках ответа первостепенное значение стали придавать особому типу научения — визуальному научению, или научению посредством наблюдения.

А. Бандура (род. в 1925) называет такой способ научения социально-когнитивным, соответственно, теорию социального научения — социально-когнитивной. Когнитивное научение подразумевает гораздо большую активность обучаемого; можно сказать, индивид становится обучающимся. Он отслеживает последствия своих действий, замечает и запоминает, какие из них были успешны по своим результатам, а какие бесполезны или вредны. Более того, научение не обязательно требует прямого участия в каком-либо акте, достаточно быть наблюдателем, поведения модели (человека, образец поведения которого впоследствии воспроизводится). В этом случае человек может опереться на видимые последствия чужого действия: получить информацию и скорректировать собственное поведение. Наблюдение создает «бихевиоральное предрасположение» к определенной форме поведения, когнитивный образ действий. Следование поведению модели происходит с опорой на закодированную информацию.

Изучение условий социализации агрессии — одна, из ключевых тем теории социального научения. Понятие социализации чрезвычайно широкое и многогранное, в каждой культуре — свои требования к умениям и качествам компетентного члена общества. Однако некоторые виды поведения играют более общую, универсальную роль — это просоциальное поведение (сотрудничество, взаимопомощь, альтруизм), полоролевое поведение, приемлемые формы агрессии. Научиться этим аспектам жизни совершенно необходимо в любом сообществе.

А. Бандура проводил лабораторные и полевые исследования детской и юношеской агрессивности. Так, в серии экспериментальных исследований группам детей четырехлетнего возраста демонстрировались фильмы, содержащие образцы насильственного поведения, имевшие разные последствия для модели (вознаграждение или наказание). Взрослый молотил кулаками надувную резиновую куклу, произносил в ее адрес грубые реплики, далее его награждали (угощали шоколадом) или же ругали. После фильма дети получали возможность самостоятельно поиграть теми игрушками, которые были задействованы в фильме. Результаты показали, что у детей, смотревших фильм с агрессивным образцом, уровень продемонстрированного затем агрессивного поведения был выше и максимален в том случае, если они смотрели фильм с вознаграждением взрослой модели.

В рамках манипулятивных экспериментальных исследований изучалось влияние различных характеристик модели (независимая переменная) на поведение ребенка (зависимая переменная). Варьирование характеристик модели (ее пола, возраста, этнической принадлежности, авторитетности, причастности к власти и деньгам и т.п.) позволило выявить ряд факторов, оказывающих влияние на поведенческие стратегии наблюдателей-испытуемых.

Подкрепление необходимо для сохранения поведения, возникшего на основе подражания. Прямое внешнее подкрепление поведения в прошлом выполняет побудительную и информативную функцию. Бандура подчеркивает аналогичную роль косвенного подкрепления (т.е. наблюдения за вознаграждением модели) и самоподкрепления (позитивной оценки собственного поведения). Таким образом, если радикальный бихевиоризм скиннеровского толка утверждает, что поведение объясняется в терминах стимулов и подкрепляющих последствий, то с точки зрения Бандуры необходимо говорить о взаимном детерминизме внешних ситуационных факторов поведения (таких, как поощрения и наказания) и внутренних когнитивных (ожиданий, веры, самовосприятия).

Наблюдение модели позволяет сделать вывод о том, какое поведение является правильным и к каким последствиям оно может привести, но для объяснения научения многим сложным поведенческим актам (ездить на велосипеде, делать хирургические операции) механизм имитации недостаточен.

Бандура учел возражения о невозможности научиться новому поведенческому акту, лишь наблюдая. В своем базовом сочинении «Теория социального научения» он включает в схему «S — R» четыре промежуточных процесса, необходимых для объяснения того, как подражание модели приводит к формированию у субъекта нового поведенческого акта. Компоненты научения через наблюдение — процессы внимания, сохранения, двигательного воспроизведения и мотивации.

1. Внимание и понимание модели определяются: — свойствами модели (социальные характеристики, проявления престижа, компетентности, личная привлекательность); — характеристиками образца действий (функциональная ценность, новизна, зрелищность); — сенсорными способностями, перцептивными установками и мотивами самого наблюдателя, связанными с предшествующими подкреплениями.

2. Сохранение, запоминание модели осуществляется посредством образного и вербального кодирования, когнитивной организации.

3. Моторно-репродуктивные процессы включают перевод информации, символически закодированной в памяти, в соответствующие действия, в реальное поведение. Этим точно сбалансированным движениям можно и нужно учиться: учитываются физические способности, точность обратной связи.

4. Мотивационные процессы определяют, состоится ли переход от наблюдения к воспроизведению модели в реальном поведении, что связано с характером переменных подкрепления (внешнее подкрепление, косвенное подкрепление, самоподкрепление).

Бандура описывает несколько разных по сложности видов социально-когнитивного научения. Простое подражание (имитация, копирование) модели обеспечивает «передачу» конкретных действий (угостить лакомством, приветствовать при встрече) . Путем абстрактного моделирования наблюдатель конструирует собственное поведение, выходящее за рамки конкретных образцов. Абстрактное моделирование опирается на сознательное мышление, когда наблюдатель извлекает общие черты из внешне различных реакций и устанавливает принципы, формулирует правила. Так может быть выстроен определенный стиль поведения, речи (быть отзывчивым, доброжелательным, общительным человеком или настойчивым, агрессивным, безжалостным). Наиболее сложный вид социального научения — креативное моделирование — включает элементы творчества как результат инновационного синтеза различных источников влияния.

Начиная с середины 1980-х годов А. Бандура все большее внимание уделяет именно внутренним факторам развития (самооценке, саморегуляции, успешности), предлагает когнитивный механизм самоэффективности для объяснения функционирования и изменения личности, хотя моделирование продолжает оставаться важной темой его работ.

Источник: Шаповаленко И.В. Возрастная психология
Просмотров: 10487

Все материалы из данного источника: Шаповаленко И.В. ->

Понравился проект и хотите отблагодарить?
Просто поделитесь с друзьями, кликнув по кнопкам социальных сетей!



Вам также может быть интересно:



Будьте в курсе. Присоединяйтесь к нашему сообществу!


Наверх